Дилэй – брат эффекта реверберации, о котором уже было написано ранее. Они во многом похожи друг с другом. Впрочем, обо всем по порядку. В переводе с английского “delay” – “задержка”, “запоздание”. Только не стоит думать, что используя дилэй во время вокального выступления, игры на гитаре или другом инструменте звук будет в буквальном смысле опаздывать на какую-то долю секунду. Нет, все будет происходить, так скажем, в реальном времени, но при этом после извлечения определенной ноты она сразу же (если аппаратура исправна) прозвучит, а потом несколько раз повторится с постепенным затуханием. Можно для наглядности представить себе синусоиду.
Да, в принципе дилэй и реверберация – двойняшки, но не близнецы, символически выражаясь. При этом учтем, что время задержки от повтора к повтору звука при использовании дилэя обычно составляет 150-300 мс, но как минимум 50 мс, а у реверберации соответственно менее 50 мс. Кстати, именно из-за того, что дилэй создает четкие повторы, эффект часто называют простым и ясным словом – эхо (echo).
Конечно же, бывают дилэи встроенными в усилитель и в виде отдельных педалей, аналоговыми и цифровыми. Последних на сегодняшний день все больше и больше. Но и аналоговые пользуются широким спросом. Причина привычная – они создают особую теплоту звучания. Получили большие почести пленочные дилэи, их еще называют ленточными или tape delay. Все просто: на пленку записывается звук, повторяется, вновь записывается (например, так делает Roland RE-201). В общем-то, цифровые эффекты работают аналогично. Удачного творчества!